На июльскую конференцию (2014) в Одессу (РАСМИР — 2014).
http://rasmir.com/index.php/konferentsiiya-rasmir-2013/rasmir-2014.
Автор будет благодарен и признателен за консультации по данному вопросу, поскольку срок подачи материалов еще далеко не закончен.
К ПРОБЛЕМЕ ПОЯВЛЕНИЯ КИЕВСКИХ КЛАДОВ КУФИЧЕСКИХ МОНЕТ В НАЧАЛЕ Х в.
Н.А. ХАН .
Отсутствие монет восточного серебра в Киеве IX в. – твердой свободно конвертируемой валюты эпохи раннего средневековья, которое на протяжении 9 в. вошло в самое широкие обращение на территории всей Восточной, Центральной и Северной Европы, вызывало беспокойство среди ученых.
Выдвигалась разные гипотезы, в том числе и связанные с темпом прохождения монет через регион, однако учитывая наличие кладов здесь следующего века, возникает вопрос о том, что скорость денежного обращения в Поднепровье замедлилась ? «В Киеве все пять кладов, со ссылкой на М.К. Каргера, — пишет В.П. Даркевич, датированы Х в.» (10, с.155 сл.). Наиболее ранние из них найдены в 1851 и 1913 гг. Они синхронных как по дате сокрытия, так и по составу а также и числу монет с датой НМ 905-907 Р.х., что представляет значительный интерес, поскольку выводит нас на проблему появления столь крупноразмерных памятников денежного обращения весьма далеких от пунктов их первоначального прохождения Итиля и Булгара. Их точная датировка совпадает с одинаковым условиями находки (в сосудах залитых воском), а также составом и размерами. Помимо суммарно 5-ти тысячного корпуса монет (дирхемов-исмаили), клады содержат медные монеты, саманидские подражания Исмаила б.Ахмеда (892-907), а также золотые браслеты (гривны и обручи). Один клад Г.Ф. Корзухина датировала второй половиной X в. другой остался не датированным. При этом, несмотря на новизну применения монетных датировок, осуществленных впервые после Н.П. Бауера, нельзя отрицать его значение, носящее методический характер, который у исследовательницы не является самодовлеющим.
Два гигантских клада, найденные в Киеве в 1851 и 1913 гг. (16, с.13. № 68; 26, с.479-480; 21, с.70-71. № 612; 14, с.83, №№ 12 — 13) представляют собой преодоление первого «серебряного кризиса» в Европе, известного западной историографии (33, p.59-60): клад 1851 г имеет хронологический диапазон в 135 лет, что при наличии 2 или 3-х тысячного состава удивления вызвать не может. Рассматриваемый депозит состоит из двух тысяч куфических монет, младшая из которых отчеканена в 293/905 г. Данные об этом памятнике, оставшимся, к сожалению, неопубликованным, сообщила Я.Н. Щапову М.П.Сотникова (29 с. 265, прим. 176). На последние 6 лет данного клада приходится 58,24 % всех монет, тогда как на предшествующее десятилетие – только 17,73 % (30, табл.1). Т.Нунан показал, что начальное поступление дирхамов в Киев было и существенно, и очень значительно, полагая, что внезапное соединение Киева с исламской торговлей связано с большими изменениями, которые произошли в этой торговле приблизительно около 900 года. Основанием для этого заключения послужил депозит 1851 г. (34, p.385-386).
В справедливости оценок Т.Нунана отказать трудно. Достаточно воспользоваться материалами другого большого киевского клада, найденного в 1913 г. в усадьбе проф. И.А. Сикорского. Клад насчитывающий 2760 монет, что делает киевский денежный рынок восточного серебра самым крупным в Европе. Также как и клад 1851 г. он имеет значительный хронологический интервал между старшей и последней известной монетой. Но большое значение имеет дата новейшей монеты, которая представлена дирхемом 294/906 г. и сомнений в аналогичности хронологического состава киевских кладов быть вряд ли может. Согласно Ст.Болину, неопубликованную работу которого использовал П. Сойер, скандинавские клады демонстрируют поступление куфического серебра, начиная с 890-х гг. Именно в этот период оно появляется на Британских островах. Найденное там куфических клады, относятся примерно к 870-950 гг, что прекрасно согласуется с предположением о начале примерно с 890 г их экспорта с берегов Балтийского моря (24, с.168 и прим.84).
Из современной теории денег следует, что монеты, т.е. собственно деньги и ювелирные вещи как артефакты функционально разного назначения имеют разные сферы обращения – при этом надо иметь ввиду, что сокрытие их происходит по разным основаниям и только оказывавшись вместе, т.е. составив комплекс, веши, утрачивают свои первоначальные функции, а становятся видом сбережения. Иными словами говоря, деньги в виде монет функционируют в качестве средства обращения и платежа, отвечают своим прямым функциональным особенностям. Вторые по степени привлечения в роли средств денежного обращения – слитки валютного металла. причем они в рассматриваемое Г.Ф.Корзухиной время никогда не привлекались в качестве датирующего элемента в отличие от монет (14, с.18-19).
На третьей позиции по степени привлеченности средств в качестве сбережения можно отнести ювелирные изделия, являющиеся неотъемлемой особенностью славянского костюма 9-13 вв.
Если данная схема верна, тогда по частоте встречаемости чисто вещевые (ювелирные) клады должны по своему числу резко отличаться от кладов чисто монетных и, понятно, монетно-вещевые клады также по числу должны занимать среднее положение. Корзухина оперировала 175 кладами, качество публикации которых до сих пор вызывает восторг у специалистов. В тоже время по некоторым данным число кладов с куфическими монетами (также содержащие и вещи, и слитки) в настоящее время достигает 400.
Естественно, что Киев, находясь на перекрестке путей Восток – Запад, Север – Юг не только являлся регулятором денежного обращения, но активным и самостоятельным субъектом развивающихся экономических связей Восточной Европы.
В настоящее время ввиду реконструкции и частичной переатрибуции Дубровического клада 1928 г. из ср.Поочья с датой НМ 296/908 г (7, с.58-60), можно утверждать. что киевские купцы находясь в Булгаре и/или Итиле оперативно отреагировали на начало поступления новой саманидской монеты на первые денежные рынки. Эти нормальные рыночные действия экономических агентов рубежа 9 и 10 вв. обеспечили существование денежного потока: аш-Шаш — Киев. Если понятие денежный поток документируется киевскими монетно-вещевыми кладами 1851 и 1913 г., являющимися старшим в сравнении с кладами, расположенными топографически ближе к его истоку, то такая ситуация позволяет ставить вопрос о передатировке сокрытия всего монетно-вещевого комплекса в сторону удревнения, ближе к дате новейшей монеты, включая сюда и подражания, битые от имени Исмаил б.Ахмеда. Наверное, дата их тезаврации должна быть не позднее даты тезаврации Дубровического комплекса, т.е. 908 г. аргументом в пользу приведенного следует отнести хронологический интервал, да и само распределение следующего по возрасту киевского клада 1863 г. (2,, с.21-24), где старшая хроногруппа соотносится с первым десятилетием Х в. /Рис.1/.
Рис.1. Хронолого-эмиссионное распределение киевского клада 1863 г.(по Н.Ф. Беляшевскому).
Данные киевские клады могли выпасть в течении 90-100 дней с момента чеканки последнее монеты. Ибн Арбашах в начал XV в. писал, что из Хорезма до Крыма караваны шли около 3 месяцев (18, с.162). Наличие фельсов-гитрапфи в кладах указывает на востребованность денежных средств траноксианского чекана на рынках Европы, свидетельствуя о стремительном прохождении монет и отсутствия постороннего миксинга в процессе перемещения монетной массы. Подобный феномен в нумизматике на примере монет XI в. известен. «Чем сильней приток монет и чем быстрее обновляется состав денежного обращения, тем точнее монета датирует культурный слой или погребение» (22, с.27, 183-184, 187). В этой связи топографическое изучение данных памятников денежного обращения, безусловно, присутствующее в археологическом контексте истории Киева, должно быть продолжено (11, с.31,51-52).
В свое время В.М. Потин обращал внимание на отсутствие кладов на пути Регенсбург – Киев, причем прежде, Н.П. Бауер высказывал мысль о получении серебра Святославом из Богемии (31, s.35/111). При первой в России публикации Раффальштетинского таможенного или мытного устава обращалось внимание, что речь идет о торговле в Австрии и Баварии русов времен Олега (5, с. 122). По Пути Киев — Булгар прошла чешская монета, выпавшая в культурном слое Казани X в. При этом, если принять точку зрения Д.Е. Мишиа о том, что доставкой серебряной монеты в Киев занимались булгарские купцы (17, с.188, прим.23.), то косвенно об этом может свидетельствовать наличие монет-гитрафи в кладах.
Можно утверждать, что составы киевских кладов выпали практически одновременно, т.е. вещи кладов в отличии от монет функционировали по своему прямому назначение задолго до появления здесь новейших восточных монет. Гривны не могли быть положены в сосуды-хранилища и закопаны вместе с ними далеко отставая от даты новейшей монеты, прямым аргументом может служить хронологический состав клада 1863 г., целиком относящийся к следующему периоду денежного обращения в Киеве. Массовое появление дирхемов из Маверанахра перенасытило рынок серебра, послужило толчком для сокрытия и золотых ювелирных вещей, сбалансировав рынок серебряной монеты. Сошлемся в этой свиязи на мнение В.Н. Рябцевича, который заметил, что «рынок не может привести в полное соответствие товарную и денежную массы, количество денег — колеблется. Диспропорции гасятся тезаврацией» (23, с.99). Говоря современным языком, происходит абсорбция денежной массы. Экономическая природа таких памятников денежного обращения состоит в том, что они представляют собой часть денежной массы, которая не покрыта массой товарной и выведена из состава денежного обращения с помощью тезаврации. Такое понимание природы кладов, не связанных с чрезвычайными обстоятельствами, поднимает вопрос о природе транзита тех же куфических дирхемов, представленных памятниками в Закарпатье и Клюковичи 1940 г. в долине р. Зап.Буг (32).
Публикуя материалы клада куфических и западноевропейских монет м.Луурила прихода Хатиула (Финляндия) Р.Р. Фасмер, подтвердил высказывающуюся до него точку зрения о преобладании монет шашской чеканки в кладах Европы Х в. Однако он проследил данный момент в хронологической перспективе, а также провел распределение монетных эмиссий в кладах Восточной Европы по эмитентам (34, с.30-32, табл. в конце статьи). По данным нумизмата в киевском кладе 1913 г. из 294 монет соотношение аш-Шаш / Самарканд составляет 235/ 65, а в кладе Ленциховщина из 299 – 265 к 56, причем все они чекана Исмаила б Ахмеда. Следует заметить, что изучении кладов, выпавших в Поволжье, Каме и Азербайджане начала Х в., позволило установить, что сферой распространения монет-исмаили шашской чеканки была средняя Волга, тогда как самаркандский дирхем целиком функционировал в циркумккаспийской зоне (28, с.29, рис.1, 34, 68). И хотя данное обстоятельство выявляется отчетливо в кладах несколько более поздних (от 10-15 лет), изучение старших частей данных памятников, позволило сделать вышеприведенное предположение и присоединиться к мнению Фасмера о преобладании монет шашской чеканки в денежного обращения Европы. Поэтому, приведенные наблюдения позволяют сейчас заключить о том, что первые клады в Киеве появились благодаря прохождению шашских в основном дирхемов через Волжскую Булгарию.
Обилие монет, причем, самых новых эмиссии, включая медные фельсы, свидетельствует о том, что киевские купцы, мобилизованные для приобретения серебра на поволжских рынках, пользовались приоритетом в приобретении оного, а получали они то самое серебро что называется «в отвес», чем и объясняется наличие дирхемов-гитрафи. Можно смело утверждать, что наряду с существованием меридиальных потоков товаров, средств, людей в Европе, прежде всего центральной и восточной, существовали и широтные потоки: от Камы до Британии и от Маверанахра до Германии.
Было бы интересным непосредственно связать Договор Руси и Византии 907 г. Повести временных лет с датой сокрытия рассматриваемых здесь кладов и, хотя высказавшаяся к настоящему времени точка зрения А.А. Горского о «конструировании» сводчиком Начальной летописи договора Олега с Византией 907 г. (8, с.9-10), что, однако не исключает военных столкновений Киевской Руси с последней. В этой связи, нетрудно заметить, что Олег, отправляясь в поход на Царьград со своей большой дружиной имел солидную материальную базу. И победа его была закономерной. Как, впрочем, и в 911 г.
Используя сообщение Повести Временных лет, об истребовании киевским князем Олегом от Византии в 907 г. по 12 гривен на воина, А.В. Назаренко (2001, с.189), обратив внимание на величину окупа, продемонстрировал, “что он не был произволен, а диктовался представлением, что военный поход — это своего рода возмездие за оскорбление и потому компенсация за него должна быть равна соответствующему штрафу “за обиду”, выплачивающемуся каждому участнику похода”: “И заповеди Олег дати всем на 2000 корабль по 12 гривен на человек, а в корабля по 40 мужъ” (ПСРЛ.Т.1, стб.30-31) .
В то же время, если, Н.П. Бауер считал, контрибуцию которую получила дружина Олега в результате похода 907 г., составила 8 тыс.пудов (3, с.377-378) серебра, отдавая отчет в том, что цифры могут фантастическими, то даже если мы будем считать, что единицей расчета была гривна – фракция от гривны-слитка по 50 г., то и в этом случае сумма получается весьма значительная – 96 тонн серебра. Скорее всего, количество судов было на порядок меньше, а контрибуция в 9,6 тонн может считаться большим военным успехом киевского князя.
В вводной части ПВЛ обзора расселения восточнославянских племен завершают сообщения о двух волнах кочевников, которые как заметил Г.С. Лебедев «в дальнейшем тексте ПВЛ зафиксированы и датированы особо«: под 898 г.: «Идоша Угри мимо Киевъ горою» при княжении Олега Вещего, и при его преемнике Игоре в 915 г. «Приидоша Печенези первое на Русскую землю, и сътворяша миръ, со Игоремъ, и приидоша къ Дунаю». (15, с.426 сл.).
Как заметил П.П. Толочко новые источники по венгерский проблеме до сих пор давала только археология (25, с.27-31). В этой связи значительный интерес представляет изложение событий движения венгров по предуральским, южнорусским и казахстанским степям, приведенное Л.Контляром в недавно вышедшей «Истории Венгрии». По его мнению венгерское нашествие на земли карпатского бассейна следует рассматривать в широком контексте позднего или «малого» переселения народов.
Саманиды, в 875 г. получившие от багдадского халифа ал-Му‘тамида в правление Маверанахр, двинулись к левобережью Волги и в 893 г., подтолкнули «Тырков», которые к неудовольствию венгров сами двинулись на запад. Венгры пришли в движение и стали вытеснять болгар, которых разбили в 894 г., а затем получили от моравского князя Святопллука приглашение против византийско-болгарского военного союза в обмен на право проживания на территории Паннонии. Не ранее весны 895 г. венгры появились в Паннонии, но до 899 г они Западнее Дуная еще не были (13, с.50-51). Это означает, что фиксация ПВЛ событий под 898 годом означает продолжение процесса движения венгерских племен, а отнюдь не передовых отрядов конницы, отмеченных Л. Контлером. На этом стремительном по историческим меркам продвижении в долину Дуная, венгерский народ, вступал в тесные лингвистические культурные, экономические и иные контакты с местным населением. Оно оставило в языке венгров Дуная свои следы, отмеченные П. Хайду (27, с.21-23).
Появление датированных определенно кладовых комплексов куфических монет в Киеве, где венгры прошли без боя, позволяет согласится с мнением П.П. Толоччко (25, с.25-26), о том, что они не оставили каких-либо последствий в развитии Киевского государства.
Передвижение венгров в Закарпатье не означало движение монетного серебра в Европу, поскольку было хронологически, причем, фиксируемое весьма четко, более ранним. Заметим, что клады начала 10.в., выпавшие в Ивано-Франковской и Закарпатской областях Украины, свидетельствуют о торговле Киевской Руси с Западом (Котляр Н.Ф., 1971, с.26). Свидетельством интенсивного и развитого для того времени денежного обращения непосредственно в Киеве, как известно, является манускрипт из библиотеки Кэмбриджа – знаменитое «Киевское письмо», датируемое Н.Глобом и О.Прицаком 930-ми гг. В тюркской рунической приписке обозначены все кредитные и правовые вопросы, связанные с возникновением долга, его обеспечением и погашением. По документу, еврейская (?) община Киева сообщает как ростовщик Хануоки, прогорел и его брат одолжился у иноверцев. Нашелся человек Яков, который стал поручителем долга, но его ограбили разбойники, и тогда кредиторы донесли, и Хануоки арестовали, и просидел он с цепями целый год, потом за него община поручилась, выплатив из 60 монет из 100 (6, с.30-31).
Наверное, в источнике речь шла о золотых византийских солидах. Добавим, что в 10 вв. купцы иудеи приезжали из Венгрии в Прагу (17, с.93).
Киев, где влажная почва сохранила деревянные конструкции с 890-х гг., стал промежуточным пунктом прохождения товаров между Китаем и Западной Европой, скандинавами и Византией, пишет в новой кэмбриджевсокй истории России Джонатан Шепард. Более того, по наблюдениям шведских нумизматов, монеты эмиссий этого времени продвинулись дальше на запад, нежели монеты 9 в., что объясняется не только большим импульсом (Sawyer P, 1982, p.124).
Чеканка дирхемов–исмаили, тезаврированных в киевских кладах 1851 и 1913 гг., происходила на монетном дворе аш-Шаш из серебра, известного в письменных источниках как «серебряный рудник Шаш» в горах Чатколо-курминского хребта (Узбекистан), где было извлечено более чем 400 тонн серебра (4, с.18-22, 110-111). На пути монетного потока шашских монет, представленного рассматриваемыми кладами г.Киева, был только один перевалочный пункт, географически близкий к месту первоначального поступления дирхема аш-Шаша –это рынок р.Оки, ставший как оказалась была права Корзузина, по отношению к Волге «глубокой, глухой окраиной» (14, с.36). Он был поставлен в ограничительные рамки действия дифференциальной ренты, в то время как рынок Киева получил прямой доступ к неограниченному как тогда казалось источнику чеканной серебряной монеты. Смена объектов действия ренты по принципу доступности вызвана, разумеется, чисто экономическими причинами – киевский рынок был наиболее емким и ликвидным рынком серебра, поступавшего из Маверанахра в монетной (денежной) форме.
Литература.
1. Аристов Н.Я. Промышленность Древней Руси. СПб., 1866. 323 с.
2. Беляшевский Н.Ф. Монетные клады Киевской губернии. Киев: Тип.Корчак-Новицкого, 1889. 149 с.
3. [Бауэр Н.П.], Романов Б.А. Деньги и денежное обращение // История культуры древней Руси: Домонгольский период. Т.1. Материальная куль-тура. М.-Л., 1948. – С. 175–203.
4. Буряков Ю.Ф. Горное дело и металлургия средневеково Илака. М.: Наука, 1974. 140 с.
5. Василевский В.Г. Древняя торговля Киева с Регенсбургом // Журнал министерства народн.просвещения. 1888, июль. С. 121-150.
6. Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века. Научн.редакция. послесловие и комментарий В.Я. Петрухина. М. – Иерусалим: Гешарим, 1997. – 360 с.
7. Гомзин А.А, Шагурина Г.Б. Дубровичский клад: К истории обнаружения и реконструкция состава // Десятая ВНК. Псков 15-20 апреля 2002 г. Тез.докл. и сообщений. М., 2002. С.58-60.
8. Горский А.А. К вопросу о русско-византийском договоре 907 г. // Восточной Европы в Древности с средневековье. Международная договорная практика Древней Руси IX Чтения памяти В.Т. Пашуто. Материалы к конференции. М.: ИРИ РАН, 1997. С.6-10.
9. Давидович Е.А. Саманидские фельсы Ферганы: классификация формуляров и уникальные Узгенда и Аксикета // «У времени в плену». Памяти С.С. Цельникера. Сб.статей. М.: Издат.фирма «ВЛ» РАН, 2000. С.37-72.
10. Даркевич В.П. Художественный металл Востока VII-ХШ вв. Произведения восточной торевтики на территории СССP и Зауралья. М.: Наука, 1976 200 с.
11. Зоценко В.Н. Скандинавские древности в топографии Киева // Rutenica. Т.2. Киев, 2003. С.26-52.
12. Калинина Т.М. Ал-хазар и Ат-турк в произведениях средневековых арабо-персидских ученых // Хазарский проект. Евреи и славяне. Т.16. М., — Иерусалим, 2005. С.251-258.
13. Контлер Ласло. История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы. М.: Весь мир, 2002. 655 с.
13а. Котляр М.Ф. Грошовий обiг на териториi Украiни доби феодализму. Киев: Наук.думка, 1971, 176 с.
14. Корзухина Г.Ф. Русские клады IX – XIII вв. М.-Л.: АН СССР, 1954.
15. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб: Евразия, 2005. 640 с.
16. Марков А.К. Топография восточных монет (сасанидских и куфических). СПб, 1910. – 144 с.
17. Мишин Д.Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннем средневековье. М.: ИВ РАН – «Крафт+», 2002. – 365 с.
18. Мухамадиев А.Г. Древние монеты Казани. Казань. Тат.кн.изд-во, 2005. 200 с.
18а. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII веков. М.: Языки русской культуры. 2001. 784 с.
19. Негматов Н.Н. Государство Саманидов (Маверанахр и Хорасан в IX-X вв.). Душанбе: Дониш, 1977. 279 с.
20. Новосельцев А.П., Пашуто В.Т. Древнерусское государство и его международное значение. М.: Наука, 1965. 476 с.
21. Пахомов Е.А. Монетные клады Азербайджана и других республик краев и областей Кавказа. Вып.2. Баку: Изд-во АН АзССР. 1938. 101 с.
22. Потин В.М. Монеты, клады, коллекции. СПб: Искусство, 1993. – 303 с.
23. Рябцевич В.Н. Нумизматика Беларуси. Минск: Полымя, 1995. – 687 с.
24. Сойер П. Эпоха викингов. СПб: Евразия, 2002. – 316 с.
25. Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. СПб: Алетейа, 2003. 160 с.
26. Фасмер Р.Р. Об издании топографии кладов куфических монет // Изв. АН СССР. Отделение Общественных наук. № 6–7. 1933. – С. 471–484.
27. Хайду П. Уральские языки и народы. М.: Прогресс, 1985. 431 с.
28. Хан Н.А. Очерки о распространении куфических монет в Восточной Европе в VIII — XI вв. М.: Кампания «Спутник», 2004. 160 с.
29. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. М.: Наука, – 1972. – 341 с.
30. Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. До-монгольский период. М.: Изд-во МГУ. 207 с.
31. Bauer N. Die Silber- und Goldbarren des russischen Mittellaltters: Eine archaologische Studie // Numismatische Zeitschrift. Bd..64. Wien, 1931. S.61-100.
32. Czapkiewicz M., Gupientiec A., Kmetowicz A., Kubiak W. Skarb monet arabskich z Klukowicz Powiat Siematycze. Wroclaw – Warszawa — Kraköw: Panstwove Wydawnictwo naukowe, 1964.
33. Franklin S., Shepard J. The Emergence of Rus. 750-1200. L.-N.Y: Longmon. 1998. – 450 p.
34. Noonan Th.S. The impact of the islamic trade upon urbanization in the Rus’Lands: The Tenth and early eleventh centuries // Les centres proto-urbains ruses entre Scandinavie, Byzance et Orient. Paris. 2000. – P. 379–393.
35. Rispling G. Coins with crosses and bird heads — Christian imitations of Islamic coins? // Fornvännen. № 82. Stockholm, 1987. s.75-86.
35а. Sawyer P.H. Kings and Vikings. Scandinavia and Europa AD 700-1100. L.-N.Y.: Methuen, 1983. 182 p.
36. Vasmer R. Die kufischen Münzen des Fundes von Luurila, Kirchspiel Hattula. Helsinki – Gelsinfors, 1927. 32 s.
Last posts
- О ТВЕРСКИХ КЛАДАХ КУФИЕЧКИХ МОНЕТ 9-10 ВВ. К проблеме распространения арабской монеты в Европе.Другое название:К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ И ДВИЖЕНИИ МОНЕТНЫХ ПОТКОВ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (МЕТОДОЛГО-ТЕОРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ).
- X 141124
- X 1311224
- X 12112
- X 11.11.24
- X 101124 1\3
- X 091124
- Quantitative History Webinar today morning.
- X 071124
- X 061124
Comments
So empty here ... leave a comment!